Аллегорические образы в рассказе В. Дрозда «Белый конь Шептало»

В наброске к литературному автопортрета В. Дрозд вспоминает родное село, босоногое детство, в котором были и боль, и радость, тяжелый труд родителей, сельской учительнице, что «забралась к ним или из Харькова или из Киева», бескрайние луга, « мутные »дороги, различные перипетии, выпавшие на его долю. Волшебный мир села пленил его душу и сердце, вызвал поток мыслей, впоследствии стал той безграничной колодцем, из которой он черпал свои творческие силы; тем корнями, питало душу, давало вдохновение, усугубляло воодушевление …

Из-под пера писателя выходят произведения разных жанров: рассказы, повести, новеллы, романы, которые получают полярные оценки: кто критикует их, кто-то умоляет «бросить написанное в темный угол», кто находит в них что-то оригинальное и неповторимое, а сам писатель подчеркивает : «Не хочу быть таким, как все», поскольку для него — прежде всего правда и только правда. Позиция В. Дрозда соответствует тому стилю, который входит в нашу литературу в последнее время и активно проявляется и в доработку некоторых современных писателей. Имя этому стилю — постмодернизм (лат. post — после и франц. Modern — современный).

«Белый конь шептало» — одно из ранних рассказов художника, написанные в те годы, когда после столетий жестокого цензурного контроля наше искусство в целом (не только литература) впервые развивается в условиях практически полной свободы. Сняты любые ограничения. За несколько лет украинская литература преодолела тематическую неполноте, с прозы исчез такой жанр, как производственный роман. Исчезли и темы, которые в советское время были довольно популярными: верность коммунистической идеологии, советский патриотизм, социалистический образ жизни и т.д. Вместо развивающихся злободневные проблемы современности, морально-духовное возрождение нашего общества, появляются произведения эротической тематики; приобретает новый смысл понятия «художественность литературного произведения». Художественное качество художественных произведений рассматривается как гармоничное сочетание содержания и формы. Правдивость и глубина изображения жизни практически сливаются в единое понятие.

Ярким примером новых произведений есть рассказ «Белый конь Шептало».

Основное внимание следует сконцентрировать на образах и способах их создания, в частности на аллегории, которая пронизывает все произведение и помогает читателю понять, кто есть кто.

Главный герой рассказа — белый конь Шептало, в аллегорическом образе которого писатель воплощает противоречивую личность периода «застоя». Шептало часто вспоминает свое детство, когда вместе с матерью «бегал зелеными разоренными дорогами, заглядывал в зеленые сумерки чащ, заходил по колено в оранжевые лесные ромашки …». Те годы «пахли молоком и клевером. Мать рассказывала Шептала о гордых белых коней, что «от дедов и прадедов работали на помосте», а люди восхищались их горделивой поТаво и аплодировали им.

Шли годы … Менялись обстоятельства жизни … перерождались люди … Белый конь попал в «бригадного толпы», которое воспринимается нами как толпа безликих персоналий. Они вместе ходят на водопой, вместе едят сено, большей частью молча выполняют все указания Степана. Лишь иногда громко о чем-то говорят. Однако Шептало это не интересно. Более того, он убежден, что попал в конюшню только благодаря каком случае, причудливой судьбы. Лошадь — надменный, большей частью молчаливый. Степан относится к нему с уважением.

Проходит время, и у коня все чаще появляются мысли о том, «что люди рано или поздно его сломают» (Степан позволяет себе бить белого красавца!) Шептало теряет свое «я» и убеждает себя в том, что ко всему надо привыкать, что «против ветра не побежишь, то лучше, умнее» притворяться покоренным, а свободным быть только в душе. Он боится, чтобы люди не увидели фальши в его поведении, не заметили лживой покорности, так и тянет поворот.

Уважение к себе, ощущение своего «я», твердость характера проявляются тогда, когда «мальчишка цепкими руками пригнул голову коня, ловко накинул недогнуздок и властно дернул к себе». Протестуя против унижения (а воля в душе существа росла и ширилась!), Лошадь «с неслыханной силой дернулся, вырвал конец повода, дико встал и побежал так, как, кажется, никогда».

И вот он на свободе. Используя такой художественный прием, как накопление глаголов, писатель вводит в текст мини-описания окружающей среды, что усугубляет психологическую характеристику того, кто почувствовал волю: «небо над Шептало напнулося, треснуло пополам; травы заворожили его своим духом»; через мгновение он увидел в воде «чистую, прекрасную белья». Вир мыслей, воспоминаний … Но вот пошел дождь, и эмоции куда-то исчезли. Лошадь не бежал, не шел, а плелся туда, к стойбища. Горькая радость огорчила его. Он не хотел быть белым конем, а потому шубовснувся в лужу и стал серым. Как все!

Чем ближе он подходил к конюшне, тем большим было его желание увидеть Степана, ощутить на себе треск кнута …

Конюшня (аллегорический образ тогдашней системы) звала его к себе. Шептало подошел ближе, услышал дружный храп коней, сунул голову в забор конюшни и начал дремать …

Правдивое отображение В. Дроздом эпохи тоталитарного режима, который вихолощував из людей жажду к свободной жизни, углубить мои знания об одной из ужасных страниц в истории нашего государства.

Комментарии: