Портрет общества в "новогодней сказке" И. Драча "Крылья"

ДРАЧ ИВАН
(Родился 1936 года)
Родился в с. Тележинцы на Киевщине. Учился на филологическом факультете Киевского университета, на Высших сценарных курсах в Москве, преподавал русский язык и литературу в с. Дзвиняч; работал в отделе поэзии редакции "Литературной поэзии", в сценарной мастерской киностудии им. А. Довженко, в редакции журнала "Отечество". Был Председателем правления Киевской организации Союза писателей Украины, председатель Совета общества "Украина".
Поэт, переводчик. Сущность творчества И. Драча — рассказ о человеке в частности и человечество вообще, жизнь и смерть, поиск идеала, истины и красоты и формы выражения ее. Лирика его — модерна, поэт сознательно ищет для себя новых жанров, работает над поэтикой, формой выражения чувств и умов. Автор сборников стихов: "Подсолнух" (1962), "Протуберанцы сердца" (1965), "К истокам" (1972), "Корни и крона" (1974), "Киевское небо" (1976), "Храм солнца" (1988 ), "Письмо к калине" (1990) и др., поэм "Дума про Учителя" (1977), "Соловей-Сольвейг" (1978), "Чернобыльская мадонна" (1986) и др.; повестей (сборник "Иду к тебя ", 1970). Переводчик стихов А. Вознесенского, Г. Лорки, Н. Хикмета, Ю. Словацкого, П. Элюара и др.

Портрет общества в "новогодней сказке" И. Драча "Крылья"
Поэзию Ивана Драча "Крылья" нельзя воспринимать как ироничную "новогоднюю сказку" — настолько глубинный подтекст кроется за ее внешне простым сказочным сюжетом. Если задуматься над прочитанным, то поймешь, насколько метко разоблачает аллегория сказки характер нашего общества. Поэт очертил его очень своеобразно, показав под образами-символами желаемые новогодние подарки, многообразие материальных запросов наших современников: Новый год дарит и "шапку смушковую", и "трубку дешевую", и "современные кастеты", и "фотонные ракеты", и " соли до картошки "," и валенки ", и" мед от простуды ".
Ступенькой над материальными подарки располагались подарки духовные: "судьба багровое", "солнце из тумана", здесь же — и грустные "три снопа ветра в поле", "смерть среди ночи". Как по мне, то за этими "подарками" не трудно узнать бытия наших соотечественников.
Но вот среди них — сократических фигура Кирилла, у которого
Фуфайку из-под лопаток как ножом прошило.
Пробив вату, заряхтилы радушно,
На солнце закипели синие крылья.
Голодные небом, выпрямились туго,
Глотали с неба синее мерцание …
Как это у обычного человека — и крылья? Разве такое бывает? Вот и в смущенного Кирилла, которому "судьба маслом губы" не "смазала", только "туча" и "тени" на сердце. И давай он их рубить топором и пристраивать в хозяйстве! А они опять растут и растут на срубленных! .. И тогда становится понятным, что Кирилл — то где и олицетворение нашего народа, которому Бог от рождения дал "синие крылья", что охотно преподносят йоо над обыденным миром. Преподносят в песнях, в традициях, в таланте, в труде и свободолюбивый характер.
Но этот приземленный взгляд на мир не дает распрямиться духовным крыльям (может, потому Кирилл — и "аспид"?). Этот взгляд загоняет нас в рамки быть "люди как люди". Но разве это жизнь Человека? Думаю, нам надо прекратить обрезать "красивое" в угоду "полезном" и закинуть ту безжалостную топор в небытие.

Комментарии: