Реальное и фантастическое в поэме И. Драча "Чернобыльская Мадонна"
В поэме "Чернобыльская Мадонна" И. Драч рассказывает о самой страшной трагедии второй половины XX века — аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 и ее последствия. Поэт из жгучей болью рассказывает о том, как зеленые луга, величественные рощи, чистые реки — все стало мертвым. Авария привела к невиданному загрязнения атмосферы, к радиоактивному облучению тысяч человек. Переплетая в поэме истинно со сказочным, реальное с мистическим, поэт стремится вызвать у читателей чувство ответственности за любые вмешательства в природу, за воплощение в жизнь плодов научно-технического прогресса:
Мир идиотствуе, хоть сверху мудреет
Спасенный еще раз жизнью молодым.
По беспорядку безмерность, за карьеры и премии
Словно на войне, снова выход один:
За мудрость всемирно глупых академий
Платим бессмертием — жизнью молодым.
Поэт призывает думать и анализировать, чтобы не были люди, земля — атомными заложниками прогресса, духовными "христопродавцы".
Всенародная трагедия передана автором через призму одной семьи: мать (украинская крестьянка, "баба в целлофане") — выступает Берегиней рода, культуры нашего народа, его обычаев и нравов, ее сын-генерал — человек, который причастен к строительству станции, принадлежит к руководству тоталитарной системы, и внук Вовка — существо без совести и стыда, "христопродавец", который грабит в зоне заброшенные деревни. Таким образом поэт раскрывает и реальную трагедию, и духовный упадок народа.
Поскольку И. Драч — поэт, мыслящий обобщенно, опираясь на метафоричность, народную поэтичность украинского фольклора и достижения мировой культуры, то в произведении много символики, осовременивания христианского мифа:
Мария, Мария …
Но Мария не та.
И родила Христа,
Эта — антихриста!
Подбирая эпиграфы к поэме, поэт противопоставляет их, как и содержание, которое бы тоже противоречит здравому смыслу. "Баба в целлофане" — это образ матери-Берега-нет, той Чернобыльской Мадонны, которая пережила страшную катастрофу, которая сама видит духовный упадок и своего сына-генерала, и своего внука Вовку-"Христо-продавца".
После взрыва на ЧАЭС в народе распространились легенды, посмотреть на страдания людей в зоне приходила Дева Мария, многократно солдаты на зоне видели таинственные следы, которые вели в сторону реактора. Эту легенду поэт воссоздал в разделе "Солдатская Мадонна":
Но опять утром
Босой следует тот ведет в саркофаг.
Вот появление неуверенная какая!
Может, мать шла в саркофаг
К Валерию Ходемчука?
Поэт использовал нереальный сюжет, будто следы принадлежат матери, которая с того света приходит проведать сына, которого не смогли вытащить из-под обломков и по-христиански похоронить. Эти ряки — это следы вины перед матерями, это следы памяти. Здесь художественный вымысел поэта переплетается с горькой правдой.
И. Драч в своей поэме через аллегории и символику перемежает сиюминутные проблемы и библейские сюжеты. Трагедию Украине поэт передал через образ Чернобыльской Мадонны
Кто она? Зона? Эпоха? Судьба? Смерть?
Да, я уже знаю кто — Чернобыльская Мадонна!
Фольклорное происхождение имеет образ Соловья-Разбойника, этот образ воспринимается как реальное и ирреальное — так поэт показывает существование человека и во времени, и в бытии. Сын-генерал, твердо шел жизнью, показался матери тем Иродом, от которого шло зло. Один образ — а какой глубокий смысл! И в этом — оригинальность и самобытность лирики И. Драча.
Поэма "Чернобыльская Мадонна" ставит много вопросов. Они обращены к нам. Ищите, читайте, давайте на них ответы — себе, своим детям. Несите ту "звезду Полынь", которая была посланной как грозное предупреждение, как память, как призыв опомниться и беречь нашу землю.