АЦУ еще очень далеко, а мороз; простите, январский, суровый. Не доехать мне, да и вы без шубки замерзнете.
Солдат: Ну, ваше величество?
Собаки: Гав?
Королева (глядя в сторону): Как же я ее просить? Я еще никогда и никого ни о чем не просила … А вдруг она скажет — нет?
Январь: Да чего нет? Может, и пригодится. Санки у нее пространстве, на всех места хватит.
Королева (опустив голову): Не в том дело!
Январь: А в чем же?
Королева (понурившись): Да я с нее шубку сняла, утопить ее хотела, колечко ее в прорубь бросила … Да и не умею я просить, меня этому не учили. Я умею только приказывать. Ведь я — королева!
Январь: Вот оно что! А мы и не знали!
Февраль: Ты нас в глаза не видела, и мы тебя не видели. А это кто, учитель твой, что ли?
Королева: Да, учитель.
Февраль (к учителю): почему же вы ее обычной дела не научили? Приказывать умеет, а просить не умеет. Где же это слыхано?
Профессор: Ее величество учились только тому, чего им было угодно учиться.
Королева: Ну, когда уже о том идет речь, то за сегодняшний день я многому научилась! Более узнала, чем от вас за три года! (К падчерицы) Послушай, милая, подвези нас, пожалуйста, в своих санях. Я тебя за это по-королевски награжу!
Падчерица: Спасибо, ваше величество. Я все имею.
Королева: Вот видите — не хочет. Я же говорила!
Королева: А как же нужно просить? (К профессора). Разве я не так сказала?
Профессор: Нет, ваше величество, с точки зрения грамматики вы сказали совершенно правильно.
Солдат: Вы уже меня простите, ваше величество. Я человек неученый — солдат, в грамматике мало смыслю. Но позвольте мне этот раз поучить вас.
Королева: Ну, говори.
Солдат: Вы бы, ваше величество, не обещали ей больше никаких наград — достаточно уже ей наобещали! А сказали бы просто: "подвези, сделай милость!" Вы же не извозчика, ваше величество, нанимаете!
Королева: Кажется, я поняла. (К падчерицы). Подвези нас, пожалуйста! Мы очень замерзли.
Падчерица: Да как же не подвезти! Конечно, подвезу! Я вам сейчас и шубы дам, и учителю вашему, и солдату. У меня их в сундуке много.
Королева: Ну, спасибо тебе! За эту шубку я дам тебе двенадцать …
Профессор (испуганно): Вы снова, ваше величество!
Королева: Не буду не буду.
Падчерица достает шубы. Все, кроме солдата, одеваются. (К солдата …) А ты чего же не одеваешься?
Солдат: Не смею, ваше величество, шинель же не по форме, не казенного образца.
Королева: Ничего, у нас сегодня все не по форме. Одевайся!
Солдат (одеваясь): Позвольте мне на облучке примоститься, С лошадьми возиться — это не то, что с собаками. Дело привычное.
Январь: Садись, служивый, вези ездоков. Но, смотри, шапку в дороге не потеряй. Кони у нас борзые, минутки обгоняют, — не зогледитесь, как дома будете!
Падчерица: Прощайте, братья-месяцы! Не забуду я вашего новогоднего костра!
Королева: И я не забуду!
Солдат: Прощайте, хозяева! Оставайтесь счастливы!
Весенние и летние месяцы: Счастливая путь!
Зимние месяцы: Зеркалом дорога!
Сани резко трогаются: Собаки с лаем бегут вслед за ними.
Падчерица (оборачиваясь): Прощай, Апрелю-месяцу!
Апрель: Прощай, дорогая! Жди меня в гости!
[1] Рескрипт — документ, требует утверждения королевы.
Комментарий
Каждая пьеса, как и произведение "Двенадцать месяцев" С. Маршака, предназначено не только для чтения, но и, в первую очередь, для постановки на сцене.
Пьеса делится на действия (акты) — законченные части театрального представления; которые, в свою очередь, делятся на картины — законченные части действия (акта), требующие смены декораций на сцене во время спектакля.
Повествование в пьесе ведется не от лица автора или одного героя, а с помощью реплик, составляющих диалоги действующих лиц и ремарок.
Сказочные мотивы лежат в основе пьесы: автор использует "странствующий" сюжет — противопоставление образов падчерицы — с одной стороны, и мачехе и ее родной дочери — с другой как воплощение конфликта добра и зла; волшебный предмет (кольцо), волшебные помощники (12 месяцев), волшебные превращения (бабы и ее дочери на собак) и фантастическая смена событий (времен года) соединяют пьесу с ее источником — народной сказкой.
Сюжет пьесы строится на традиционном противостоянии: злая мачеха и ее дочь отправляют в новогоднюю ночь падчерицу за подснежниками, которые распущена королева велела своим подданным заполучить в обмен на корзину золотых монет. Подхалимаж подчиненных и неограниченная власть — главные причины искажения характера королевы, которой всего 14 лет. Главная ее задача — учиться. Но это возможно, когда у тебя власть над самыми умными людьми в королевстве?