Человек — главный нерв творческой радости и печали Ивана Драча

Тематика творчества Ивана Драча, выдающегося поэта современности, видного государственного и политического деятеля, разнообразна. Да о чем бы он ни писал, в центре его поэтического внимания всегда стоит человек, его бытия. Творческое кредо поэта — прежде видеть человека, ведь творчество — это "жажда человечности … Меня жжет дням жажда счастья для человека".

Еще в ранней "Балладе о Подсолнечник * поэт, возвышенно-романтично описывая открытие мальчиком всемогущества солнца, вместе с тем раскрывает восприятие человеком красоты мира, радость понимания единства человека и природы в том волшебном мире, где солнце," красивое загорелое солнце, в золотых переливах кудрей, в красной рубахе навыпуск ", может ехать на велосипеде," минуя облака в небе ".

Свою задачу поэт Иван Драч понимает в том, чтобы видеть, уважать, любить человека, доходить до глубины ее сущности. Он обращается к опыту великих предшественников: Г. Сковороды, Т. Шевченко, Леси Украинский, исследует, как и они, мир современников, хочет познать природу добра и зла, счастья и правды. Для этого он снова и снова вслушивается в души людей, в их детстве и зрелости, чтобы понять, что руководит их поступками.

В "Думе об учителе", посвященная выдающемуся педагога В. А. Сухомлинского, Учителя спрашивают, где он научился такой глубинной любви к людям, на что тот отвечает:

"Научиться можно всему: твердости, терпению, мужеству, Любви не научишься, друг, Любовь должен дать кто — Мать, отец, учитель".

Впечатляют простотой, ясностью и одновременно глубиной размышления Учителя о том, что важнейший стимул обучения — это чувство собственного достоинства, желание быть лучшим, что настоящее воспитание начинается там, где учитель относится к ученику как человек к человеку, когда "Человек из рук твоих, Человек , идет в мир, — на каплю мир людние ".

Все мы — "родом из детства". Детство, родные Тележинцы, близкие люди — это они оплодотворили будущую поэзию Драча. Героиня "Баллады о узелки" — темная, неграмотная баба Корупчиха, но ее руки будут всегда светить тем, кто ее знал. Ада она пироги с калиной и каждого, кто приходил к ней голодный, наделяла узелком с пирогами. Она и в могиле сокрушается, что руки ей составили и не может она связать узелка. "А спрятали ее в одолженной платке, ибо свои она в узелки связала". Поэт с уважением рассказывает о неказистой величие простых людей, углубляется в их проблемы, проникается их болями и страданиями, переживает и печаль и невзгоды трударськои судьбы, за расстройство не только в материальном, но и в сознании и душах человеческих. А "Баллада о крыльях" — это уже вершина кричащего боли за человека, которого жизнь научила бояться даже "крыльев" — высоких порывов, идеалов, принципов, веры как в окружение, так и в самого себя.

Иван Драч одаренный зрением, который способен видеть сквозь толщину нашей планеты. Как и его герой в поэзии "Блудный сын", который, упав ничком на газоне в Лос-Анджелесе, видит сквозь всю Землю "споришеву тропинку свою", реку своего детства. Он плачет, уткнувшись лицом в мураву, шепча матери, которую он видит через планету, — "прости". И кажется, нет в современной поэзии трагичной образа, чем тот американский украинский, блудный сын нашего народа.

Одна из последних стихотворений Ивана Драча — "Похороните меня в Тележинцы". Она является свидетельством неразрывной связи поэта со своими корнями, родным народом, простыми людьми, которые научили его любви и благодарности за добро:

Похороните меня в Тележинцы,

Где так пахнет бессмертием трава …

В Тележинцы мир мне ютится,

Там никогда не умру …

Комментарии: