Осмысление экологической катастрофы в поэме И. Драча "Чернобыльская мадонна"

Родная земля … Какое счастье, что она есть, что греет нас своим теплом. Не знаю ничего прекраснее, мощного и доброго за нее. Она прижалась к седобородого Славуты, который поил своих людей чистой животворной водой, давал им силы для труда и добра.

Кружили над Украиной аисты, вилы свои гнезда на тех домах, где жили добрые люди, приносили в колыбели младенцев. Таких добрых людей было множество по Припяти. Где они сейчас? Бросает их по миру судьба, словно лодки на воде в тяжелые времена, после крупнейшей и самой ужасной в мире экологической катастрофы. Уже более 1S лет здесь мертвая зона, и уже более 15 лет бьют тревогу колокола Чернобыля, напоминая всему человечеству об осторожности и ответственности перед природой, перед своими детьми и внуками.

Взаимосвязь человека и природы является ведущей идеей поэмы И. Ф. Драча "Чернобыльская мадонна". В настоящее время уже были опубликованы повесть Ю. Чубак "Полынь", роман Яворивского "Мария с полынью в конце века", Б. Олийныка "Семь". Но именно Драч стремится осмыслить трагедию через призму души.

Использовав старосветские тему "Ирод и Пилат", писатель, окинув взглядом зал суда, где свободным было главное место, задумывается: чье это место, чем оно безымянное, кто он — Пилат, что умывает руки от совершенного преступления? И будто обращаясь к читателю, приказывает проверить свои деяния и свою совесть.

В поэме центральное место занимает заглавный образ. Пройдя через вариации (Крестьянская Мать, Солдатская Мадонна, Крещатицкая Мадонна), в эпилоге он приобретает необычного утверждения — Чернобыльская мадонна. На своих руках седая чернобыльская иметь несет больной ребенок, и это больной ребенок — наша планета, наша земля, само человечество.

Поэт не случайно обращается к образу Мадонны, всегда вдохновлял художников. Традиционно мадонна — это счастливая молодая женщина с ребенком на руках. В Драча же это уже седая женщина, за плечами которой нелегкий жизненный путь. Не одну естественную и жизненную бури уже пережила она. Но проходило время, заживали раны, и было будущее — будущее в детях.

Будет ли оно сегодня, когда более тридцати тысяч квадратных километров Украине поражены радиацией, когда Чернобыль унес уже жизни тысяч ликвидаторов, когда рождаются аномальные дети, когда существует уже целая армия молодых мужчин, от которых уже никогда не вспыхнет искорка новой жизни.

Поэт проводит мертвой зоной. Больнее то, что мертвой эту землю сделали родные дети, ведь это они спроектировали и расставили на плодородных и самых населенных украинских землях несовершенны и незащищенные атомные электростанции. За ошибки и непредусмотрительность сыновей приходится расплачиваться не только им самим, но и их матерям и детям. Как горько матери, чей сын "… все это придумал", как нелегко этим сыновьям надеяться на прощение.

Вот физик прибежал …

… Шепоче он мучительно: — Она

меня не простит.

Сколько отчаяния, душевной боли в каждом поэтической строке! Совесть жжет поэта, перед его глазами образ скорбящей матери:

Она смотрит, смотрит в душу.

Она курит глазами до дна.

А я все это дотерпеть должен,

— В нем не душа, а вина.

И. Драч утверждает, что никто не имеет права уничтожать природу, укорачивать жизнь человеку, лишать свой народ будущего. Оно же в детях, в новой жизни, светлым и найзворушливим символом которого является образ матери с младенцем.

Будет ли это будущее в Украине? Только через восемь веков, через сорок поколений наши гены смогут "выздороветь", если им больше, конечно, ничто и никто не помешает. А сегодня летят над Припятью аисты и плачут при свете солнца над кустами, лугами, заливами, над пустыми, покинутыми домами. Земля там уже выбита в Украине из-под ног.

Остановись и склони голову! Перед тобой зона национальной трагедии. Здесь погибло украинском Полесье. Почтит его святую память и страдания нашего народа. Эта 30-километровая зона — это наша полесская атомная Атлантида. И если мы не можем поднять ее с того страшного невидимого моря радиации, то давайте же поднимем ее хотя бы в нашем сознании.

Пошли же, судьба, силу терпение и надежду нашему народу — невольников страшной экологической катастрофе.

Комментарии: