Мотивы раннего творчества Юрия Яновского

Яновский ЮРИЙ
(1902 — 1954)
Родился в с. Майеровому (теперь Кировоградская область) в зажиточной крестьянской семье. Окончил Елисаветградске реальное училище, служил в различных учреждениях. Учился в Киевском политехническом институте, но не закончил его за материальных проблем. Работал в газете "Большевик", затем заинтересовался киноискусством. Был сначала редактором кинофотоуправлиння, аз 1926г. стал главным редактором Одесской кинофабрики. Жил в Харькове. Во время Второй мировой войны в эвакуации возглавлял журнал "Украинская литература" (теперь — "Отечество"). Последние годы жизни провел в Киеве.
Поэт, прозаик. Творениях Яновского присутствует дух творческого беспокойства, порыв к утверждению индивидуальности человека в меняющемся мире. Самые известные из них: сборник стихов "Прекрасная Ут", романы "Мастер корабля", "Четыре сабли", "Всадники".

Мотивы раннего творчества Юрия Яновского
Яновский строил свое творчество на идеалах культового немецкого философа XIX века Фридриха Ницше. Главная воля к власти, которая рождает сверхчеловека.
тезис учения мыслителя
Цель жизни — поднятие над другими.
Мировоззрение Яновского отличает идея вечного возвращения, языческой цикличности жизни. Поэтому круг выступает эмблемой всего творчества художника. Кровная память предков, "кровь земли", ценности матери-земли — вот приоритеты его литературных героев.
Совершенная природная красота и жестокость его персонажей идут от акцентирования детского, мужественного и жестокого типа человека. Жестокость и стоицизм здесь подчеркивают достоинство врага. Чем жестокая казнь, тем больше симпатии к врагу, равенство ему. Война и революция несут справедливость, новый мир, а жестокость — воля Божия во имя утверждения нового порядка существования. Созидания революции ассоциируется с актом творения мира.
Традиционный гуманизм для Яновского чужой. Его гуманизм в жестокости. Только жестокость способствовать самотворенню человека, утверждению в мире воли к власти. Жизнь — составляющая воли к власти. Люди легко умирают и уничтожают других. Герой Яновского наделен мифологическим мироощущением: жертвенность лежит в акте творения мира. Герой — это не только убийца, это жертва, поспешно готова к смерти.
Почтальон (новелла "Письмо в вечность") — аналог всех жертв, существовавших до него. События происходят в субботу перед праздниками. Люди собирают зелень, чтобы украсить дом. Зеленые праздники — время, когда чествуют своих предков, когда к живым приходят души умерших родственников. Эта связь предусматривал жертвенность. Быть жертвой было делом чести. Герой принадлежит к избранным жертвам. Внешне он очень слаб, замученный. Пиявки, которые присосались к телу — украшения на теле жертвы. Герой проявляет волю к власти над собой, над собственной памятью. Он приказывает себе забути информацию, которой владел, чтобы не выдать ее врагу. Умирания в одиночестве вроде уровня прозрения, недоступного другим.
Украинские писатели мыслили законами экзистенциализма. Уровень становления чего соотносится с фактом обреченности на смерть. Смерть — то, на что обречены все. Смерть — единственный творец. На уровне литературы обусловливается появление новых жанров — роман в новеллах ("Всадники", "Четыре сабли").
"Всадники" — восемь новелл. В каждой говорится о чьей смерти. "Двойное кольцо" — смерть братьев Половцев. Когда один из сыновей умирает, отец вспоминает о нем. "Детство" — комиссар вспоминает о смерти своего деда. Дед владел тайнами растений, которые поддерживают человеческую жизнь. "Адаменко" — факт самоубийства как одна из вершин человека. Смерть не является недовольство жизнью. Адаменко — гордый человек, шахтер, всадник революции. Сделал все, чтобы не умереть лежа: встает, когда стреляет в себя.

Комментарии: