Тема верности Родине в поэме Николая Вороного "Евшан-зелье"

Тема верности Родине в поэме Николая Вороного "Евшан-зелье"
"Евшан-зелье" — это поэтическая интерпретация легенды о юном половца, которого принял плен Владимир Мономах. Жизнь мальчика в чужбине было роскошным: он ни в чем не знал нужды, жил в достатке. Все бы хорошо, но на Родине половца остался отец, очень тосковал по сыну и хотел вернуть родного ребенка, потому родительская любовь самая сильная и мире. И вот музыкант идет в Киев за юным господином. Все попытки были тщетными — половец стал русичем. Ни колыбельные, ни победоносные песни, ни отцу страдания не коснулись ни душевной струнки, но состояние чудо: услышав запах евшан-зелье, парень словно проснулся с долгого сна. С запахами у человека связаны самые острые воспоминания. Вот и дук привольной, широкого, бесконечного степи вернул юношу в детстве, когда он был еще совсем маленьким, бегал по нему, а евшан-зелье наполняло эту степь терпким, сладким, душистым ароматом свободы. И душа перевернулась … горячая половецкая кровь потребовали свободы, воли, своего собственного дома, своей степи, родины, пространств, животворной воли, манит, несет, пьянит, дарит счастье.
Николай Вороной хотел сказать, что долг каждого человека — это любовь к своей стране, своему отчему дому, своей родины. Вот и половецкий юноша выбрал родной край, никакие подарки, никакое роскошную жизнь не заменит родного края. Ему мы можем простить, он был захвачен в плен, а что сказать о людях, которые бросают родную землю, ищут лучшего, проще жизнь, не очень заботясь судьбой своей земли, продают ее за "13 сребреников Иуды".
Автор ставит вопрос: где взять евшан для Украины? Зелье не поможет, надо людей, которые любят Украину больше всего, не важно, какая она есть, — богатая или бедная, приветливая или враждебная, прекрасная или уродливая, добрая или гневная — это не существенно, главное, содержание, а не форма, внутренний состояние. Действовать, а не говорить. Слова — они пустые, лишенные смысла, если не подкреплены делом. Где взять действительно; действенную человека, человека-патриота, для которого горе собственной земли болит, как свое собственное? Человека, который вдохнул бы запах степного евшан и захотела превратить свою землю в степь, но не пустоту, а широкий бескрайней, свободный, от созерцаний которого хочется орлом улететь к синему небу и с высоты созерцать свою землю и радоваться цветущем крае. Душа петь от воли, свободы и не зависеть от каких-то непонятных химер, которых мы сами насочиняли и говорим, что это помехи, которые во всем виноваты. Но виноват человек, ничего не хочет сделать для себя, не то что для своей страны. И приходится лететь однокрылый раненым черным вороном над выжженным, обнаженным, распаханным, оскверненный степью …

Комментарии: