Социальные и нравственные проблемы "смутного" времени (по рассказу Владимира Винниченко "Суд"

Социальные и нравственные проблемы "смутного" времени (по рассказу Владимира Винниченко "Суд"
Владимир Винниченко вошел в историю Украины как активный политических деятель и писатель мирового уровня, силой художественного слова отразил социальные сотрясения начала XX века. Стихия бунтов и потрясений, столкновение власти с народом давали ему чрезвычайно интересный и багатог ранний материал для написания ярких произведений. По выражению И. Франко, Винниченко умеет ловить жизнь на "горячем поступка" и изобразить его в интересной, волнующей, остросюжетный и драматической форме.
Одним из таких "горячих поступков" стал эпизод из жизни украинского села предреволюционной эпохи вскоре после "грабижок" на Полтавщине 1902 года. Нарастание крестьянского недовольства, когда вот-вот может "закипеть" и село, в котором верховодит земский начальник Михаил Денисович Самоцвет, зримо и убедительно обрисована в рассказе "Суд" (1903). По моему мнению, уже в самом названии произведения Винниченко вложил острую иронию и сарказм, ибо никакого правового действа в нем нет. Более того: самоцветов "суд" — это триумф разъяренного кулака! Поэтому с такой же колючей иронии звучит и фамилия этого украинская унтерпришибеева самоцветы. Носитель "благородного" фамилии, которая вызывает поэтические ассоциации, оказывается грубым самодуром.
Когда я читал этот рассказ, то все время чувствовал, что автор заставляет внимательно вчитываться в сюжет, самостоятельно его анализировать, составлять собственное впечатление и отношение к происходящему. Сам же писатель будто устраняется от комментирования событий и образов, передавая свои "полномочия" Самоцветы, для которого крестьяне — всего лишь послушное быдло: "Служу я уже 10 год в земских начальниках, три раза меня били мужики, два раза курили, сам я за сотню, но где там, тысячу мужицких морд разбил … Знаю я их, как свои пять пальцев. " Но, встревоженный взрывом бунтов, Самоцвет отмечает: "Теперь не то время … Теперь мужика не обманешь … Теперь он уже и сам больше тебя знает … Одно, чем можно удерживай мужика, то … бить его надо". Именно такой самосуд над крестьянином, что обнаружил "непослушание", работая за мизерную плату в хозяйстве самоцвет, и изображены в рассказе: "В морду! Вот
и все розьяснение … Р-раз, два … Третий раз в ухо — и марш … И весь суд … "
И становится ужасно на душе от такого "суда" — издевательство, и хочется отыскать, пригласить спасения у односельчан обиженного. А что же деревня? Смесь настроений, ненависть и страх охватил людей: "всем становится страшно, но все стоят молча, как подубилы", когда на их глазах земский начальник расправляется с Крутоноженком, что возмущается барским разбоем. Кажется, что верх в конце концов берет Самоцвет: непокорному Никифору Крутоноженку связывают руки и увозят в город, где его ждет уже "настоящий суд". И уже в самом финале рассказа: "С обеих бокв дороги стоят крестьяне и угрюмо смотрят им вслед ".
Но из страха, что кажется, вошел в кровь и плоть человеческую, пробивается нечто новое в настроениях крестьян. Уже сказано слово наперекор начальнику, уже увидели крестьяне в его глазах испуг, уже ощутили вес собственной силы. Здесь Винниченко очень искусно изобразил нерешительность и замирание в неуверенности "смутного" времени: люди еще боятся Самоцветы, Самоцвет уже боится крестьян.
И дочитывая рассказы, я ощутил в душе возвышенное волнение в надежде, представляемом последняя сцена: "Дуринди кажется, что" дерганая лошаденка ", которая грустно качает головой, словно говорит ему тем покачиванием:" Полетим, полетим, и загудел, молодой человек! "Не является ли это винниченковских предвосхищением для гнилого и недолговечного общественного порядка, представленного самоцветами?

Комментарии: