Назревания социально-политических конфликтов в самодержавной Российской империи (по новелле Владимира Винниченко "Суд"
Расцвет таланта В. Винниченко пришелся на начало XX века — бурную эпоху, когда происходили многочисленные крестьянские волнения и бунты, переосмысление общественных ценностей всеми слоями народа. Это, наконец, эпоха первой русской революции 1905 года.
Писатель стремился художественно изобразить социально-политические и моральные проблем этого времени, пытался на живом материале показать полную отсталость самодержавно-деспотического управления.
Один из таких произведений — новелла "Суд", в которой В. Винниченко едко и свежо показал образ истинного помещика-"малоросса" с его украинская патриархальщины.
Саму новеллу можно разбить на две части — разговор Михаила Денисовича самоцветов с гостем — соседним панком Дуриндою, в которой Самоцвет излагает свои взгляды об отношении к "новых времен" и его, самоцветов, "суд", свидетелем которого и становится Дуринда.
Во время ожидания жатки, которую Самоцвет пообещал своему соседу Дуринди, Михаил Денисович жалуется о наступлении тяжелых, непонятных времен. Мужики не такие, как раньше: желают повышения платы, читают "бумажки" — прокламации, то тут, то там появляются в селах и вообще желают сейчас во всем разъяснения.
А Самоцвет же, "хохол, малоросс сам …", крепко держится святых старых законов. Даже внедрению техники он сопротивляется, видя в этом угрозу старым патриархальным правилам. Он не желает использовать жатку, потому что есть мужики. А "это машины немного лучшие … Не заламаеться и не спортиться …"
"Философия" Михаила Денисовича проста: "Не надо мудрувать, вот что! Не надо политикувать …" Разъясните, объяснят … "В морду! Вот и все розьяснение По-моему". Сейчас ничем нельзя сдержать мужика, только этим одним: "… еще одно, чем можно удерживай мужика, то … бить его надо … Быть, бить и не давать и вверх глянуть …" А Дуринди, внимательно слушает речи Самоцветы, уж так и хочется, "чтобы все мужики сделались одним мужчиной". Чтобы дал раз-два — и все спокойно.
Как же это действует в жизни? Приводят наконец крестьянина Крутоноженка, по словам Самоцветы, большую "дурака". Хотя Крутоноженко представился Никифором, а не Никонора, которого действительно ожидал Самоцвет, он не обратил на это внимания, и начался "суд". Быстро он и заканчивается несколькими самоцветных ударами в "морду" крестьянина. Крестьянин вы-правдовуеться перед начальником. Железная "философия" будто действует безотказно. Но тут произошла заминка. Оказывается, что избитый мужчина — брат Никонора Никифор Крутоноженко. Сам Никофор и другие крестьяне, злые и разгоряченные, кричат на Самоцветы, называя его суд "разбоем". По-кинчуеться "суд" вывозом обоих Крутоноженкив в город, на "настоящий" суд — уже как почти злостных бунтовщиков. Крестьяне возмущены.Надо работать, а тут такие события. Сейчас и пошла в ход жатка, которую Самоцвет до конца своей жизни не хотел использовать.
А Дуринда, выезжая со двора, вспоминает как страшное пророчество слова Самоцветы: "Полетим, полетим, и загудел, молодой человек!"
Нынешний земский начальник, а по сути, классический помещик-ТВ рап Самоцвет всеми силами стремится сохранить старые порядки. Но не видит через остолбенелость и ненависть к мужиков изменений в обществе. Само общество уже изменилось, а Самоцвет — нет. Он и не видит, что своими "благими" законами и самим стилем управления будоражит народный гнев.
Михаил Самоцвет — лишь типичный представитель своего слоя, но в жизни их десятки тысяч. И действуют другие самоцветы так же, поднимая сотни тысяч озлобленных крестьян. А значит, в одном Самоцвет все же был прав, когда говорил Дуринди, что "через 10 ч" мирной жизни уже не будет. Правда, перевернул он все наоборот: бил мужиков, чтобы "через 10 часа" не было никаких бунтов и революций, хотя нужно было бы немедленно прекратить эту "патриархальщины" и приступить к созданию действительно правового общества. Но самоцветы еще очень далеки от этого.