Каждый раз после прочтения литературного произведения долгое время нахожусь под впечатлением от событий, поступков и характеров литературных героев. Образы многих из них остаются в памяти как самые высокие образцы благородства, мужества, выносливости.
Таким идеалом для меня стали герои повести Марка Вовчка «Институтка». Устина в Катя, Прокоп и Назар готовы дорогой ценой и даже своей жизнью заплатить за свободу, они являются живым воплощением свободолюбивого характера украинского народа, его мужества, веры в светлое будущее. Автор напоминает о вечных традиции борьбы народа за свободу, призывает выступить с оружием за нее воспевает непобедимость освободительного движения.
Символом свободолюбия витупают в повести простая крестьянская девушка — Устина, антиподом свободолюбия выступает барышня. Марко Вовчок аристократизмом происхождения противопоставила аристократизм духа.
Писательница с большой правдивостью описала тяжелое положение крепостных и вырыла и осудили паразитический образ жизни тогдашнего дворянства. Лучше всего это показано на образах Устина и барышни.
Устина — это женщина — крепостная, испытавшей много горя в своей жизни еще с детства она осталась сиротой и воспитывалась в чужих людей, а когда подросла, то ее забрали в барского двора. Там, Устина ощутила весь груз крепостнической неволи. А потому его заветной мечтой была воля «Если бы воля, спел бы так, чтобы и на селе звучало …» — говорила она. Всю жизнь Устина вырывалась к свободе, хотя не знала, как ее получить.
Однако свободолюбие Устина пассивная, девушка только мечтает о свободе, покорная господам, даже не смеет спеть и терпеливо переносит издевательства развращенной институтки. Даже после того, как молодая дама душила молодую крепостную, а тара еще и стусонула ногой, после чего Устина всю весну одлежала, она не держит зла на своего палача, только ласково недоумевает: «Такая молодая, а такое немилосердное, Господи:« Доброе сердце девушки все работает ».
Устина искренняя и приветливая в обращении с людьми. Она с уважением относится к бабушке крепостной, внимательная к ней, становится на ее защиту, когда барышня начинает бить бабушку. В городе Устина сочувственно относится к старенькой хозяйки, помогает ей чем может. А институтка презрительно и пренебрежительно относится к крепостных крестьян и беднейших за себя, издевается над ним. «Люди просыпались и ложились, плача, проклиная, — пишет писательница. — Все пригнула по-своему молодая дама ».
Устина неграмотная, но у нее богатый жизненный опыт, она наблюдательная, может делать правильные выводы из увиденного и пережитого, хорошо разбирается в людях. Барышня, хоть и окончила институт, никаких знаний не приобрела.
Устина наблюдательная, внимательная, но еще больше привлекает глубиной и искренностью чувств. Женившись на Прокопом, она становится нежной женой и чувствительной подрой, остается на всю жизнь верной своему возлюбленному, которого за непокорность помещица приказала отдать в солдаты.
Совсем другое институтка. Роскошною и рознижена, она не способна на глубокие и искренние чувства.
Если сравнение Устина с помещицей перенести на крепостных и господа в целом, несомненным является моральное превосходство людей труда над крепостничеством.
Автор подчеркивает: даже образованный крепостник остается эксплуататором.
Т. Г. Шевченко, ознакомившись с «Народными рассказами» Марко Вовчок, назвал ее, писательницу, «обличителем жестоких людей несытых».
Марко Вовчок и в других своих произведениях отмечает то, каким социальным злом для человека были крепостное право, рекрутства, показывает стремление людей к свободе и борьбу за освобождение от гнета, возвеличивает борцов против угнетателей.