Помещичья слой в повести представлена образами старой дамы, молодой барышни, полковника, господина полкового врача, эпизодических гостей. Все они не имеют собственного имени. Писательница не прибегает к детальной характеристики господ, обрисовав их обще как типовых эксплуататоров, вызывающих своим звероподобных нутром только сразу и сопротивление. Но Марко Вовчок изображает эту социальную прослойку подробно, с привлечением различных выразительных средств: характеристики рассказчика, самохарактеристика, характеристики другими персонажами, раскрытием основных черт характера и т.д..
Отображение основного конфликта эпохи — противостояние и противоборство крепостных и крепостников — обусловило и идейно-композиционный принцип произведения — полярность, контраст. Противостоят друг другу и сборные образы (господа — крепостные), и индивидуально выписаны (Устина — молодая дама, институтка. Крепостные целый день на барщине, возвращаются только «вечером, сумерки уже … усталые и варом солнечным, и тяжелым трудом; все молчат — разве который вздохнет трудно или споет грустной, печальной тихо …», господа только и знают, что «сладко с ' есть, пьяно испить, хорошее походить, — а более что? " И «все того смеется, танцует, ест, пьет;, впрочем гулящие, да такое холеные», а о крепостных говорит, «как о лошадях, что ли». Чтобы подчеркнуть никчемность помещиков, автор использует соответствующие выразительные средства: иронию, язвительную реплику, меткое народное сравнения, саркастический смех (употребление среднего рода единственного числа вместо множественного числа).
Особенно ярко противостояния двух противоположных лагерей показано в образах Устина и барышни. Наиболее отчетливо полярность их сущностей выражается в их отношении к любви, которую просвечивает человека до самых глубоких глубин. Устина при встрече с любимым радуется, как восхода солнца, слышит, как у нее «крылья вырастают». Барышня же радуется не так своему жениху, как «доходному хутора», что за ним получит. «Любила она его, и как-то странно любила, не по-человечески». — Говорит Устина. Это «не по-человечески» — основной итог всего существования эксплуататоров. Чувствуется, что писательница не столько показывала картины издевательства над крепостными (хотя таких немало), сколько отмечала вырождения эксплуататоров, к потере ими человеческого лица, человеческого облика; Поэтому так часто находим в произведении такие характеристики панства: барышня, «как ящерица», и такая злая, аж ей во рту черно », полковник,« как будто индюк переяславский ходит ». Господский двор крепостные воспринимали как логово февраля зверя.
Итак, господа в повести Марко Вовчок — не люди, а взбесившиеся звери, поэтому им не положено давать человеческие имена. Безымянность их образов — творческая находка писательницы, с помощью которой она чувствительнее заклеймила и крепостников, и всю крепостническую систему.