Еще при жизни драматурга пьесы Г. Ибсена признавались новаторскими, а их автора вполне справедливо называли создателем аналитической драмы XIX века, возрождала традиции античной драматургии.
Композиция пьес Ибсена связывалась со строением трагедии Софокла «Царь Эдип», все действие которой подчинена раскрытию тайны — выяснению событий, происходивших когда-то. Постепенное приближение к тайне создает сюжетное напряжение, а окончательное раскрытие — развязку, которая определяет дальнейшую судьбу героев. Такое строение позволяет создать очень напряженный сюжет. Зритель (или читатель), которому подается определенная жизненная ситуация, должен думать не только над тем, что будет дальше, но и над тем, что было в прошлом, что привело эту ситуацию. Такая композиция получила название аналитической.
Г. Ибсен использует аналитическую композицию, чтобы показать несоответствие между внешним проявлениям жизни и его подлинной сущностью. Он хорошо знал проблемы, которые встают перед человеком в жизни, понимал, что внешнее благополучие скрывает немало трагедий. Аналитическая композиция, по Ибсена, означала раскрытие внутреннего трагизма, что скрывается за внешне спокойной действительностью.
Так построена пьеса «Кукольный дом», в которой раскрывается сущность внешне спокойной семейной жизни адвоката Хельмера, на самом же построенного на обмане и эгоизме. Аналитическая композиция определяется и тем, какую роль в судьбе героев играют событиях, произошедших задолго до начала действия. В пьесе «Кукольный дом» эти сюжетные тайны становятся движущими силами в развитии действия, в развитии характеров героев.
В начале пьесы главная героиня Нора, жена адвоката Хельмера, производит впечатление женщины, не способной принимать самостоятельные, смелые решения, что она подчинилась авторитета своего мужа, которого считает образцом всех добродетелей. Кажется, что все ее жизненные интересы, все силы отданы семье, мужу, детям. Но постепенно читатель понимает, что такое впечатление обманчиво. Выясняется, что Нора скрывает от своего мужа-то очень важное для нее и их супружеской жизни, нечто, Хельмер не простит ей, что воспримет как позор. Внешнюю действие пьесы организует приближения к этой тайны: Нора постоянно под угрозой разоблачения, она делает попытки, чтобы оттянуть момент, когда ее муж прочитает письмо от ростовщика, что лежит в почтовом ящике. Уже во внешней действия читатель находит определенные авторские намеки, что сущность Норы и Хельмера, а потому и их брака, совсем не такая, какой кажется. Эта сущность, внутреннее неблагополучие, очерчиваются в деталях, в отдельных, на первый взгляд случайных высказываниях. Но читателя-то словно раздражают монологи Хельмера, немного демагогические и длинные, в которых он будто любуется своими достоинствами. Настораживает его пренебрежительное отношение к жене, нероумение ее внутреннего состояния. Нора, наоборот, поражает меткостью некоторых высказываний, умением владеть собой. Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора. Она подделала подпись своего отца, чтобы добыть денег. Хельмер воспринимает это как постыдный поступок, не хочет даже задуматься, каковы причины этого поступка. Нора поражена, как Хельмер думает только о том, какие последствия этот поступок Норы будет иметь для него, как все его достоинства оборачиваются просто эгоизмом. Ни то, что Нора не было другого пути добыть денег для лечения именно его, Хельмера, ни то, что своим поступком она никому не помешала, не принимаются им во внимание. Несколько лет назад Хельмер тяжело заболел, лечение требовало немалых денег. Нора не имела, к кому обратиться, потому что единственная, кроме мужа, близкий для нее человек — отец, был на пороге смерти и уже не мог подписывать любые документы. Нора была единственной наследницей. Она подделала подпись отца и спасла своего мужа.
Раскрытие тайны — развязка пьесы — окончательно развеивает иллюзии о благополучии и счастье Хельмерив, срывает маски с героев. Нора предстает как сильная, цельная натура, которая может сама решать свою судьбу. Ее разрыв с мужем, в котором она отчаялась, ее нежелание оставаться «куклой» — яркое доказательство этому. Аналитическая композиция пьесы позволила автору поставить вопрос о положении женщины в семье, об ответственности личности перед собой и миром и общества перед личностью.