Смерть матери Юговичив

Милый Боже, что за дивное диво!

Ой собралось войско на Косово

А в том войске Юговичив девьять1,

А десятый Юг-Богдан почтенный.

Молит Бога Юговичив мать,

Чтобы он дал ей глаза соколиные

Да еще и белые крылья лебединой,

Пролететь на Косово равное

И увидит Юговичив девять,

Десятого — отца Юг-Богдана.

Как молила, вымолила у Бога:

Дал ей Бог и глаза соколиные,

Дал ей Бог и крылья лебединые.

Поэтому она мелькнула на Косово,

Видит мертвых Юговичив девять,

Десятого — отца Юг-Богдана;

Девять там копий в землю убиты,

Сидящий на каждом десен сокол,

Что стоит при каждом конь юношеский,

А лежит при каждом лев прелютий2.

Заржали девять хороших лошадей,

Заревели девять свирепых львов,

Девять соколов заклокотало …

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не проронила,

Взяла все девять хороших лошадей,

Взяла все девять свирепых львов,

Взяла и соколов тех девять,

Вернулась в дом свой белый.

Издалека невестки узнали,

Встречать выбежали свекровь, —

Девять вдов здесь заковали,

Зарыдала девять здесь сироток,

Еще заржал девять хороших лошадей,

Заревело девять свирепых львов,

Девять соколов залкекотало.

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не проронила.

А как север ночью наступила,

Заржал Демьянов конь буланый,

Спросила мать у невестки:

«Невестушка, Демьянова мыла!

Почему заржал Демьянов конь буланый!

Или он хочет белой пшеницы,

Или воды он стремится с Звечана3!

Сказала Демьянова женщина:

«Ой, свекровь, Демьянова нене!

Он не хочет белой пшеницы,

Ни воды не стремится с Звечан,

И его Демьян так приучил,

Что овес до полуночи жует он,

А в полночь отправляется в дорогу.

Поэтому скучает по своим он господином,

Что к нему долго не приходит ».

И твердое старушка имела сердце

И слезы горькой не проронила.

Утром, как на свет благословилось,

Прилетели два ворона-вороны

Что в крови им крылья по плечи,

Что из клювов белая пена капле.

А несут они юношескую руку,

Золота на той руке кольцо, —

Бросили эту руку дит.

Взяла руку Юговичив мать,

Повернула, взглянула на нее,

Пидклика Демьянову жену:

«Невестушка, Демьянова милая!

Знай руку эту юношескую? "

Сказала Демьянова женщина:

«Ой, свекровь, Демьянова мать!

Эта десница нашего Демьяна,

Я узнала золотое кольцо,

Давшая Демьяну при браке ».

Взяла мать Демьянову руку,

Повернула, взглянула на нее;

К руке сказала тихонько:

«Ручко мыла, Грушко недозрелая!

Где выросла ты, где тебя сорвали?

А выросла ты во мне на лоне,

Аирвалы на Косово ровном!

Сердце здесь напряглось в ней,

С боли сердце у нее разорвалось

По сыновьях по девяти из горя,

По десятой Юг-Богдане седом.

Перевод М. Рыльского

1 Число 9 является типичным для фольклора.

2 В славянском фольклоре витязи часто изображаются в сопровождении соколов и гончих. В данном случае образ свирепых львов вместо гончих символизирует воинскую доблесть братьев Юговичив.

3 Звечан — в песне река неподалеку Косово поля. В действительности такой реки не существует, так называется город близ Косово.

Комментарии: