Милый Боже, что за дивное диво!
Ой собралось войско на Косово
А в том войске Юговичив девьять1,
А десятый Юг-Богдан почтенный.
Молит Бога Юговичив мать,
Чтобы он дал ей глаза соколиные
Да еще и белые крылья лебединой,
Пролететь на Косово равное
И увидит Юговичив девять,
Десятого — отца Юг-Богдана.
Как молила, вымолила у Бога:
Дал ей Бог и глаза соколиные,
Дал ей Бог и крылья лебединые.
Поэтому она мелькнула на Косово,
Видит мертвых Юговичив девять,
Десятого — отца Юг-Богдана;
Девять там копий в землю убиты,
Сидящий на каждом десен сокол,
Что стоит при каждом конь юношеский,
А лежит при каждом лев прелютий2.
Заржали девять хороших лошадей,
Заревели девять свирепых львов,
Девять соколов заклокотало …
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не проронила,
Взяла все девять хороших лошадей,
Взяла все девять свирепых львов,
Взяла и соколов тех девять,
Вернулась в дом свой белый.
Издалека невестки узнали,
Встречать выбежали свекровь, —
Девять вдов здесь заковали,
Зарыдала девять здесь сироток,
Еще заржал девять хороших лошадей,
Заревело девять свирепых львов,
Девять соколов залкекотало.
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не проронила.
А как север ночью наступила,
Заржал Демьянов конь буланый,
Спросила мать у невестки:
«Невестушка, Демьянова мыла!
Почему заржал Демьянов конь буланый!
Или он хочет белой пшеницы,
Или воды он стремится с Звечана3!
Сказала Демьянова женщина:
«Ой, свекровь, Демьянова нене!
Он не хочет белой пшеницы,
Ни воды не стремится с Звечан,
И его Демьян так приучил,
Что овес до полуночи жует он,
А в полночь отправляется в дорогу.
Поэтому скучает по своим он господином,
Что к нему долго не приходит ».
И твердое старушка имела сердце
И слезы горькой не проронила.
Утром, как на свет благословилось,
Прилетели два ворона-вороны
Что в крови им крылья по плечи,
Что из клювов белая пена капле.
А несут они юношескую руку,
Золота на той руке кольцо, —
Бросили эту руку дит.
Взяла руку Юговичив мать,
Повернула, взглянула на нее,
Пидклика Демьянову жену:
«Невестушка, Демьянова милая!
Знай руку эту юношескую? "
Сказала Демьянова женщина:
«Ой, свекровь, Демьянова мать!
Эта десница нашего Демьяна,
Я узнала золотое кольцо,
Давшая Демьяну при браке ».
Взяла мать Демьянову руку,
Повернула, взглянула на нее;
К руке сказала тихонько:
«Ручко мыла, Грушко недозрелая!
Где выросла ты, где тебя сорвали?
А выросла ты во мне на лоне,
Аирвалы на Косово ровном!
Сердце здесь напряглось в ней,
С боли сердце у нее разорвалось
По сыновьях по девяти из горя,
По десятой Юг-Богдане седом.
Перевод М. Рыльского
1 Число 9 является типичным для фольклора.
2 В славянском фольклоре витязи часто изображаются в сопровождении соколов и гончих. В данном случае образ свирепых львов вместо гончих символизирует воинскую доблесть братьев Юговичив.
3 Звечан — в песне река неподалеку Косово поля. В действительности такой реки не существует, так называется город близ Косово.